четверг, 1 декабря 2011 г.

Путешествие по Аляске на RV 2010 Part II

Часть 3: Национальный парк Денали (15-18 августа)

Ориентация по поводу RV была назначена на 7 утра. В 6 подскочили, гречка, кофе, все как обычно, к 7 забежали в контору. Процесс довольно простой, права, 20-минутный видеофильм о том, что можно и что не желательно, подписали договор, и за руль. При подписании договора предлагаются дополнительные штуки в аренду, например, удочка за 5 долларов в день (на 12 дней получается 60, когда ей красная цена 30), дополнительная страховка (поразмыслив, мы ее взяли), предоплата пропана (можно приезжать с пустым баком, в противном случае нужно заправлять газ на заправочной станции, мы взяли), и предоплата бензина (отказались). Нарезав пару кругов по парковке, мы ринулись в на шоссе.

Ну и поехали

Обычное шоссе

Ну что сказать – поначалу очень страшно. Машина ревет, гудит, занимает чуть ли не две полосы, и все пытается кого-нибудь задавить. Через полчаса потихоньку привыкаешь, через час наглеешь, через два все приходит в норму. Дорога поначалу хорошая, заехали в тот же Wal-Mart, затарились базовыми продуктами (газа для примуса не нашли), и отправились в путь. Расстояние но въезда в парк около 250 миль, потом еще 30 миль грунтовки до кемпинга Текланика, где мы собирались отдыхать по среды, то есть три ночи (это, кстати, минимум, который они позволяют).

По поводу дороги Highway #3 сказать особенно нечего, обычное шоссе, поначалу четырехполосное, потом двухполосное, временами переходящее в грунтовку в местах довольно многочисленных дорожных работ. Кстати, дельный совет: перед началом движения обязательно привяжите и прибейте все предметы к полу или чему-то еще. RVпри движении сильно трясет, особенно сзади, и все, что может слететь со своего места, обязательно слетит. Мы это выяснили на собственном опыте, когда дважды собирали гречневую кашу по всему RV: сначала после полета с плиты, а потом и со шкафа над плитой, что существенно увеличило зону поражения. Местность поначалу идет лесистая, с березками и озерами, потом на горизонте появляются горы, снежные вершины, и становится безумно красиво. На дороге появляются дополнительные третьи полосы для обгона вверх по склону. Так, с остановками, фотографированием и разминанием ног, мы и доехали до городка под названием Кантвелл (Cantwell), где и заправились на 100 долларов (больше с кредитки за раз снять нельзя, но можно заправиться еще раз), заодно познакомившись с гостеприимством местных жителей, которые запросили с нас доллар за стакан кипятку. Кипяток мы у них покупать не стали, а сразу двинули дальше, собственно в парк. Городка, кстати, так и не увидели, видимо, он лежит в стороне от дороги. Зато увидели массу местных жителей,собиравших у дороги ни то какую-то ягоду, ни то траву.

Потихоньку едем...

... Бруснику собираем

Въезд в парк

То же с Саней

От Кантвелла до собственно парка совсем недалеко, и часам к трем мы подъехали ко входу, где первым делом забежали в магазин (Riley Creek Mercantile), не только для того, чтобы закупить дров и пива по грабительским ценам, но и чтобы получить пропуск в пункт своего назначения – кемпинг Текланика на 29-й миле единственной в парке дороги. У тут нас постиг небольшой удар судьбы. Но начнем по порядку.

Для начала, пару слов о самом парке. Национальный парк Денали (Denali National Park andPreserve) имеет долгую и довольно запутанную историю. Первый национальный парк – Мак-Кинли (McKinley National Park) – был основан здесь в 1917 году, в основном для охраны местных горных баранов (Dall sheep), но саму вершину Мак-Кинли (6,194 м.) в себя не включал. После череды долгих и малоинтересных событий, в основном сводившихся к объединению и переименованию более мелких парков, Денали приобрел сбой современный вид и название в 1980 году. В этом же году местные власти решили переименовать саму гору в Денали, что на местном наречии означает "высокий". При этом федеральные власти название Денали не признают, и продолжают называть гору "Мак-Кинли", в честь кандидата в президенты Мак-Кинли, который и саму гору-то в глаза никогда не видел.
Парк занимает территорию порядка 25000 квадратных километров. Детальную карту парка можно посмотреть вот здесь. В основном это тундра и лесотундра, хотя встречается и тайга. В глубину парка ведет единственная дорога протяженностью 92 мили. Первые 15 миль то ней может проехать любой желающий, а дальше – только пешком, либо на автобусе, которые обычно ходят с середины мая по середину июня. Автобусы обычно бывают двух основных типов – зелененькие, для простых туристов (shuttle bus), и желтенькие, для туристов с палатками (camper bus). Плюс к этому, особенные автобусы для организованных туров. В парке есть несколько кемпингов: Riley CreekSavage RiverSavageGroupSanctuary RiverTeklanika RiverIgloo Creek и Wonder Lake. Только в Riley Creek,Savage River и Teklanika River можно заехать на машине или RV, остальные – только с палатками. Кемпинг Teklanika – особенный, при заезде в него выдается специальное разрешение проехать на своих колесах до 29-й мили, а не до 15-й, как все. Очень удобно. Конечно, можно ставить палатку и просто в тундре, вдалеке от дороги, предварительно получив специальное (бесплатное) разрешение.

При составлении первоначального плана путешествия мы планировали доехать на RV до Текланики, оставить RV на кемпинге, сесть на автобус и заехать подальше в парк, где хорошенько прогуляться и прожить пару дней не на оборудованном кемпинге, а просто в тундре, будучи предоставленными сами себе. Но – у нас не было собой детских автомобильных кресел! Так как у нас не было детских кресел, получалось, что никакой автобус бы нас на дороге обратно не подобрал (не по закону!) и назад не привез, а идея топать обратно пешком пару десятков километров в наши планы ну уж никак не входила. Так что идея совершенно "дикарского" отдыха неожиданно отпала. Впрочем, как показала практика, скорее всего и к лучшему.

Поразмыслив, мы просто взяли билеты на автобус, идущий от Текланики, где у нас было забронировано место для кемпинга, вглубь парка, туда и обратно, с гарантией свободных мест. На вторник, первым рейсом, в 7 утра. Билеты от Текланики до Wonder Lake стоят порядка 30 долларов на человека. Дети бесплатно. Сам кемпинг стоит 16 долларов в день. Как пообещала нам заботливая девушка-рейнджер, в автобусе нас должны были дожидаться два детских кресла. С этим билетом мы имели право сесть и на любой другой автобус, идущий в парк, но только при наличии свободных мест.

Итак, получив пропуск и закупившись пивом и дровами, мы поехали дальше. До 15-й мили дорога асфальтирована, после этого, проехав мест через речку Savage River и опорный пункт местных рейнджеров, где у нас проверили пропуск, потихоньку поехали дальше, уже по грунтовке. Дорога после 15-й мили открыта только для автобусов, пешеходов и велосипедов. Ну, и тех кто решил остановиться в кемпинге Teklanika.

Дорога на кемпинг

Не успев проехать и километра, заметили справа какое-то шевеление в траве прямо у дороги. Пригляделись – так вот ты какой, северный олень! Северный олень (он же карибу) на нас особого внимания не обращал, мирно лежал, потом ходил и чего-то жевал, в общем, вел себя довольно адекватно. Насмотревшись на него вдоволь, мы двинули дальше. По пути нас встретилось еще несколько оленей, правда, бродили они уже подальше, но все равно, дети были в восторге и смотрели на диковинных зверюг во все глаза.

Часа за два мы проехали свои 29 миль и подъехали наконец-то к кемпингу. На входе нас встретила бодрая пенсионерка, которая объявила, что она тут начальник на общественных началах, то есть волонтер. Вообще, это довольно обычное дело – выходит человек на пенсию, покупает себе RV, и катается по стране. Зимой живет где-нибудь на юге, а летом устраивается волонтером в какой-нибудь национальный парк. Денег не платят, зато можно жить бесплатно в такой красоте, да и пользу людям приносить. Пенсионерка объяснила, что машину можно ставить на любое свободное место, что по округе тут ходит рысь – рысь не пугать, и что дрова не продаются, надо с собой привозить. Дрова, к счастью, у нас были, поэтому ты просто поставили машину на поляну, заросшую рыжиками, и начали окапываться. По поводу дров, кстати, не надо смеяться – как это, в лесу и без дров? Все довольно просто, растительность в округе довольно угнетенная, в лучшем случае довольно унылые елки, с которых веток особенно не наломаешь, да и выломали уже все в радиусе пары километров. К тому же, стоящие деревья собирать запрещается, даже сухие. Только с земли, так что вообще беда. Вообще, растительность в районе кемпинга очень напомнила сибирское высокогорье, Алтай, например. Те же ели, карликовая береза, мох и рыжики, рыжики повсюду. Помню, как однажды, сбившись с маршрута на Северо-Чуйском хребте, мы этими рыжиками два дня питались, и ничего. Правда, с тех пор я к рыжикам как-то не очень.

Кстати, кроме дров на кемпинге нет электричества (если кто привык) и возможности подключения воды для RV (есть обычная колонка), а также некуда сливать отработанную воду из RV. По этой причине, электричество мы немного экономили, хотя и включали пару раз генератор, а также при возможности пользовались "удобствами" кемпинга, а не в самом RV. В общем и целом, особых проблем не возникало.

Распаковываемся

Наша мама

Лев-ползун

Вот мы и зажили

Кемпинг стоит в довольно живописном месте, на берегу одноименной речки типичного горного типа – широченная долина с миллионом узких рукавов, заполненных холоднющей серой водой, стекающей с ближайших ледников. Берега завалены крупной галькой, по берегам ивы, дальше ельник, с грибами, брусникой и черникой. В середине августа черника в самом разгаре, чем мы и собирались воспользоваться в ближайшую пару дней.

Наскоро поставив палатку возле
RV – дело принципа – мы принялись отдыхать. Дети собирали немногочисленные дрова, гоняли белок – нормальных рыжих, а не вашингтонских серых (так называемых земляных), зарывались в спальники и всячески развлекались. Наразвлекавшись, завалились спать. Папа – в палатке (не зря ж тащил), остальные –
 в RV.

Проснулись с рассветом, разожгли костер, нажарили сосисок, и принялись строить планы на день. Для начала, решили прогуляться за черникой на другую сторону дороги, залезли на гору, наелись черники (спелой) и брусники (не очень), с опаской обошли место с угрожающими знаками типа "осторожно, медвед", и вернулись к обеду назад. Наскоро пообедав, устроили себе спортивную прогулку по берегу Текланики, сначала папа, потом мама, по паре часов. Один идет, другой детей караулит. От кемпинга нужно идти по берегу реки вправо (вниз по течению), там довольно живописно и интересно. По берегу встречается большое количество следов: волк, медведь, лось, северный олень. В лесу огромное количество птиц. Можно пойти и влево, но там не настолько интересно. Можно еще взобраться не небольшую горку на другой стороне дороги, напротив кемпинга. Там огромное количество черники, особенно по левому склону, под которым расположено небольшое озерцо. Еще перекусив, завалили детей, и еще долго сидели у костра, допивая остатки всего.

Это мы отправились за черникой

А это мы ее собираем

Волк

Ну и медвед

Ну и дети

Подъем во вторник был ранний и скоростной -- нужно было бежать на остановку, ловить автобус, и ехать вглубь парка.

Автобус действительно пришел по расписанию, всех подобрал, загрузил, и повез. Никаких детских кресел в нем, понятное дело, не было, но никого это особенно не волновало. Мы тоже сделали вид, что ничего не заметили. Что интересно, автобус был забит на все 100%, причем примерно половину пассажиров составляли не американцы. Судя по разговорам, в основном немцы. Детей не было вообще. Дорога грунтовая, трясет довольно сильно, ну да невелика беда. Мы сели с правой стороны – других мест просто не было, и, как оказалось, зря. По странному стечению обстоятельств, все самое интересное было слева, масса зверья и все красоты, справа же не было ничего. Так что совет – садитесь в автобусе по левой стороне. Автобус едет медленно, останавливаясь при виде любого животного, если оно пределах видимости. По ходу дела водитель рассказывает о том, что вокруг. Зверья полно – мы видели медведей с медвежатами, койота, несколько оленей и лосей, и целое стадо горных баранов Далля (Dall sheep).

Полихромный перевал

Барашки

Где барашки?

Просто лось

Рогонос

По пути автобус делает несколько остановок, в частности, на Полихромном перевале, где температура упала где-то до +5, и пошел небольшой моросящий дождь со снегом. Вообще, весь день нашей поездки шел мелкий дождь, да и жары особенной не было. Еще одна остановка делается в туристическом центре (visitor center), где можно посмотреть экспозиции, потрогать рога двух лосей, сцепившихся в смертельной схватке, да так и околевших, и много чего еще. Встретили здесь молодую русскоговорящую пару из Израиля, с совершенно маленьким ребенком в рюкзачке. Они собирались ехать дальше и заночевать в палатке, но никак не могли дождаться автобуса. Посмотрев на затянутое серой пеленой небо, пожелали им удачи и двинули дальше.

Дорога временами довольно страшная, автобус ползет буквально по краю пропасти по единственной колее. Хорошо, что сами бы мы суда не сунулись, тем более на RV. Так как погода особенно не радовала, саму вершину Мак-Кинли мы видели только один раз, в течение примерно минуты.

Мак-Кинли прячется за тучами

Но все равно, очень впечатляет. В остальном – стандартный высокогорный пейзаж, сначала ельники, потом тундра, вершины, ледники и прочая красота.

Около полудня автобус доезжает до живописного озера Wonder Lake, где тоже есть кемпинг. Здесь он стоит около получаса, давая пассажирам возможность размяться и перекусить, а также покормить комаров (в остальных частях парка мы их не видели) ивыдвигается в обратный путь.
Озеро

Саня

Наше водило
Бобрятня

Снова мама

Обратный путь проделывается намного быстрее, водитель уже ничего не рассказывает, а просто торопится домой.

И все было бы скучно и быстро, если бы не медведица с медвежатами, преградившие нам путь (в буквальном смысле).

Вдоволь насмотревшись на медведей, мы помчали дальше, по пути встречая массу народа, уныло бредущего под дождем по направлению к выходу из парка. Подъезжая к таким горемыкам, водитель тормозил, кричал "нет мест!" (автобус шел назад полным), и мы продолжали свой путь, оставляя незадачливых искателей приключений позади.

Так выглядит человек под конец путешествия

Усталые, но довольные...

В среду утром погода в парке окончательно испортилась, пошел дождь и похолодало. Мы быстренько скрутили мокрую палатку, и отправились в обратный путь.

Бендер!!!

Пишем отч0т

Без приключений добрались до въезда в парк, зашли ненадолго в туристический центр и сувенирную лавку. У магазина слили все, что нужно было слить, набрали воды, приняли душ – кто-то в самом RV (довольно неудобное дело), кто-то в душевой при магазине (намного лучше, но за деньги). Потихоньку выехали из парка, заправились в Кантвелле, и покатили по дороге под названием Denali Highway.