пятница, 2 декабря 2011 г.

Исландия 2011: Вокруг острова за восемь (или девять?) дней Part I



Рейкьявик, Горбачев-Рейган, разоружение и разрядка, гейзеры, Эйяфьядлайёкюдль и дым из него, ледники, Бьорк, селедка... ну, в общем-то, и всё. На этом наши знания об Исландии заканчивались.

– Непорядок! – подумали мы, и начали потихоньку искать билеты. Билеты нашлись довольно быстро: с начала июня из Нью-Йорка в Рейкьявик начинала летать недорогая Delta, чем мы и воспользовались – взяли билеты на середину месяца. По причине вечной нехватки времени, в Исландии мы решили провести чуть больше недели, а точнее – восемь дней. Решили и стали ждать отлета. На дворе стояла середина января.

К началу апреля мы собрали необходимые документы (страховка, билеты, бронь гостиницы, впоследствии отмененная) и получили визы. Визы выдавали почему-то в шведском посольстве – у Исландии нет своего посольства в Вашингтоне – но спорить со шведами мы не стали. Потихоньку начали разрабатывать маршрут. За восемь дней путешествия мы планировали объехать вокруг острова по периметру и посмотреть наиболее знаменитые красоты-достопримечательности.

Для выбора маршрута активно пользовались всем, что находили в сети: облазили Tripadvisor и все вокруг него, а также множество сайтов местных (исландских) туристических контор. В довесок прикупили 2 книжки, вечную Lonely Planet и "карманную" версию Top 10 Iceland (DK), кстати, очень пригодившуюся для первичного ознакомления со страной. После долгого планирования, раскладывания картофелин по карте и исполнения песни "Летят утки", маршрут выбрали такой: Рейкьявик-Вик-Хёбн-Эгильсстадир-Хусавик-Акюрейри-Рейкьявик. Везде, кроме Рейкьявика, мы планировали ночевать только один раз, проводя на дороге по 2-5 часов в день и проезжая в среднем по 200-400 км.


Теоретически, при таком маршруте у нас оставался еще один свободный "разгрузочный" день. Первоначально мы планировали провести его во фьордах западного побережья Исландии. Место неблизкое, но довольно интересное – именно отсюда, кстати, начиналось то самое "Путешествие к центру Земли" Жюля Верна. Однако, немного покопавшись в первоисточниках, мы нашли еще более интересный вариант, так что фьорды тут же отпали. Впрочем, обо всем по порядку...

Что брали с собой? Все здесь определялось погодой. На момент нашего отъезда температура в Вашингтоне уже зашкаливала за +30. Было очень даже тепло – многие из нас уже ходили в шортах, а некоторые – в чем мать родила. В Рейкьявике температура держалась стабильная – +5-7. На севере Исландии – около ноля, дождик и редкий снежок. Но обещали потепление... Так что одежду приходилось брать на 4 сезона, начиная с футболок и шортов и заканчивая пуховками, шапками и перчатками. Забегая вперед, скажем, пригодилось все, особенно пуховки. Шорты – не очень. Обувь брали походно-горную, опять же не зря, по крайней мере 50% времени мы прошагали в горных ботинках, впрочем, это во многом вопрос личных предпочтений. Кроме одежды – ведро фототехники, всякие бытовые мелочи, книжки-игрушки, фонарики зачем-то, змей воздушный... В общем, все как обычно.

Итак – Исландия. Небольшое островное государство к северо-западу от Британских островов. Исторически относится к Европе, хотя географически и лежит ближе к Северной Америке.

Население – около 320 тысяч человек, примерно две трети из них проживают в столице и ее окрестностях. Исландия – член Шенгенского соглашения, но при этом не член Евросоюза. Так как остров лежит на границе двух континентальных плит, он битком набит разнообразными геологическими причудами: здесь находятся порядка 30 действующих вулканов, а также огромное количество геотермальных источников, гейзеров и просто озер, наполненных горячей водой. Эту воду предприимчивые исландцы используют для получения электроэнергии и обогрева домов, да и просто для бытовых нужд. Поэтому, когда вы открываете на кухне кран, вас обдает крепким запахом сероводорода. С непривычки немного настораживает.

Люди начали заселять территорию современной Исландии довольно рано, не позднее 9 века н.э. Первым документально подтвержденным жителем стал норвежец Ингольфур Арнарсон, который поселился на территории современного Рейкьявика в 874 году. Вскоре за ним последовали и другие переселенцы, преимущественно жители Норвегии, а также их ирландские рабы, да, именно рабы, причем в большинстве своем – женского пола. К 930 году норвежцы основали в Исландии Альтинг – первый в Европе парламент – и стали считать себя независимым государством. Около 1000 года Исландия приняла христианство, поначалу католичество, а со временем (когда все католические священники были перевешены) перешла в лютеранство.

Непрекращающиеся междоусобные войны привели к подписанию Старого договора (Old Covenant) 1262 года, по которому Исландия стала частью Норвежского королевства (строго говоря, было создано союзное государство). В 1380 году Дания, Норвегия (с Исландией) и Швеция объединились в Кальмарскую унию (ударение на первый слог, кальмары тут ни при чем), просуществовавшую вплоть до 1536.

После распада унии Исландия фактически вошла в состав Датского королевства (Датско-норвежская уния). После Наполеоновских войн эта уния тоже распалась (что поделать, такова уж судьба всех уний) и по итогами Кильского договора Норвегия отошла Шведскому королевству, но Исландия при этом осталась частью Дании. В 1874 году Дания позволила Исландии иметь собственную конституцию и ограниченное самоуправление, которое было несколько расширено к 1904 году.

В 1918 году Дания признала Исландию как суверенное государство в составе Датского королевства и заключила с ней союзный договор сроком на 25 лет. Исландия получила полное самоуправление и право проводить собственную внешнюю политику, правда, только в отношении Дании. В отношении других стран внешней политикой все еще руководила Дания. Такое вот полезное соглашение. В 1943 договор истек, и население Исландии проголосовало за полный суверенитет и введение республиканской формы правления. Так на карте появилась независимая Исландская республика.

На протяжении практически всей своей истории Исландия была довольно бедной, если не сказать что очень бедной страной. Впрочем, это не особенно удивительно. Погода по европейским меркам отвратительная: даже в Рейкьявике, на самом юге, средняя температура июля – 8-13 градусов Цельсия. Растительность скудная, лесов почти нет, если не считать пары-тройки кривых ёлок то тут, то там. Плюс к этому, половина острова завалена лавой и пеплом, а вторая половина – покрыта вечными льдами. Не нужно забывать и об извержениях многочисленных вулканов, которые исландцы вынуждены наблюдать с завидной регулярностью.

Во второй половине 20 века экономика стала развиваться несколько пободрее, в основном за счет рыболовства, а впоследствии и промышленности, в том числе – производстве дешевой электроэнергии. Тем не менее, Исландия довольно тяжело пережила экономический кризис 2008 года. Из-за огромных банковских долгов правительство было вынуждено фактически национализировать три крупнейших национальных банка, что привело к сильному скачку процентных ставок, отставке самого правительства и обесцениванию национальной валюты. На момент нашего путешествия на один доллар давали 110-120 исландских крон, а в 2008 году – около 60. Естественно, нас не мог не привлекать этот интересный факт. Мелочь, как говорится, а приятно.

Как доехали

Где-то в середине апреля мы начали прикидывать в голове более детальный маршрут, искать предположительные места ночлега и возможные развлечения. Работа потихоньку спорилась – пришел черед бронировать гостиницы и прочие мелочи.

Незаметно подошел май. В Европе началась волна массового заражение бактерией E.coli (Escherichia coli O104:H4). Народ начал потихоньку мереть. Появилось выражение "огурцы-убийцы", постепенно перешедшее в "ростки-убийцы". Озабоченный здоровьем и без того утомленной после вчерашнего нации, старик Онищенко запретил ввоз любой европейской сельхозпродукции на территорию РФ. Тучи сгущались.

– Ничего, подумали мы, все равно поедем – не пропадем. Oгурцы там есть не будем, вот и все. И продолжали бронировать гостиницы.

Время шло. Потихоньку подошло 21 мая. Старик Гримсвотн попыхтел, попыхтел, понемногу проснулся, загудел, да и выбросил в атмосферу чудный шлейф дыма высотой в 20 километров. По всей Исландии прошел сильнейший пеплопад – даже в Рейкьявике видимость упала почти до нуля. Закрыли часть дорог в Южной Исландии. На следующий день закрыли аэропорт в Рейкьявике. На следующий день – в Лондоне. На следующий – по всей Северной Европе.

– Хм, – подумали мы. Подождем – авось скоро кончится.

Угадали. К началу июня все это безобразие пошло на спад. Стали ждать дальше.

Подошла неделя отъезда. В понедельник вся семья заболела гриппом. – Как-то невесело, – подумали мы. Стали лечиться.

Подошел день отъезда. Компьютер, на котором хранились все планы нашего путешествия, заскрипел, загудел и сдох. Хорошо хоть, сохранились бумажные копии. – Ну все, – подумали мы. Теперь-то точно все пойдет по плану. Теперь-то все будет хорошо. – Все пойдет просто отлично!

Итак, 9 июня после обеда мы, преисполненные радостных надежд, погрузились к приятелю в машину и отправились в местный аэропорт. До пятичасового рейса была еще куча времени, и немного пободавшись с теткой на стойке регистрации, почему-то решившей, что мы летим в Россию и затребовавшей соответствующие визы (?), мы прошли контроль и сели ждать самолета.

В начале пятого нам объявили, что самолет в Нью-Йорк задерживается до шести, потом – до семи, потом – еще неизвестно на сколько... На душе стало как-то не особенно хорошо. Наконец, в восьмом часу нам объявили, что аэропорт Кеннеди наш самолет сегодня принять никак не может: из-за плохой погоды или еще там чего.

– Все, – подумали мы. Приехали. Если не улететь в ближайший час, не успеть нам на самолет из Нью-Йорка в Рейкьявик, улетающий около полуночи. Если не улететь еще несколько часов, не улететь нам на следующий день из Рейкьявика в Гренландию (вот он, секретный план), а это уже проблема посерьезней. Да и вообще, возникла потенциальная опасность, что придется нам сдвигать все расписание отпуска, что вообще нехорошо.

Естественно, потопали биться с администрацией авиакомпании. Те попытались нас впихнуть в пару ближайших самолетов в соседние аэропорты, но без особого успеха – к тому же, весь наш багаж уже болтался где-то во чреве аэропорта, готовый к погрузке на несуществующий рейс. В конце концов, все наши надежды успеть на рейс из Нью-Йорка в Рейкьявик благополучно рухнули: все, что нам могли предложить, это билеты до Нью-Йорка на следующий день (до аэропорта Laguardia), если, конечно, не отменят, а вечером того же дня – до Рейкьявика (правда, уже из JFK).

– Да идите вы со своими самолетами, – сказали мы. – Сами доберемся. Сели в такси и отправились на железнодорожный вокзал.

Вокзал встретил нас толпами народа и плотными очередями: был вечер пятницы, и народ дружно валил на север, до Нью-Йорка и дальше. Отстояв около часа в очереди, купили билеты на 10 часов. Купили в 9:58. Пока бежали до входа на платформу, ворота уже закрыли: поезд ушел. Назад к кассе: менять билеты. Поменяли на 11:20. Пошли в ресторан ждать. Дети заснули. Проверили расписание самолетов из Нью-Йорка до Рейкьявика. Не задержали, наша последняя надежда грустно умерла – а ведь именно из-за нее мы и помчали на поезде. Ну ладно. Значит, летим завтра. Дождались поезда. Пошли на посадку: не можем найти билеты. Нашли. Забегаем последними: мест нет, точнее, есть, но как-то по одному в разных вагонах. Распихали народ, раздобыли места. Выдохнули: теперь можно три часа поспать. Спим.

Усталые, но довольные, к Нью-Йорку мы подъехали около трех часов ночи. Дети, естественно, к этому времени давно уже спали. Созвонились с приятелем, взяли такси и отправились к нему ночевать (за что ему, кстати, огромное спасибо).

роснувшись по утру, поехали осматривать город желтого дьявола, уже в который раз. Первым делом, понятно, в музей естествознания, потом по улицам погулять, потом по ресторанам. Так размеренно и прошел день.

Прогулка до музея



Саня и носорог


На шею и с шеи


Зверёк


На костях


... и так далее





Это, кстати, ракушка


... и кое какие городские зарисовки








Вечером снова в аэропорт, регистрация и выбивание мест в бизнес-классе (со скандалом, разумеется), и, наконец, долгожданная посадка, шесть часов перелета, и мы на месте.

Необременяющий паспортный контроль, багаж на себя, детей под мышку – и вперед. Вот мы и в Исландии. На улице утро, за стеной – дождь.

Машинку взяли в Budget тут же в аэропорту: махонький Hyundai I30, с ручной коробкой, почти новый, но уже побитый – вот на этой каракатице мы и планировали проехать 2000 километров вокруг острова. Впрочем, побитость нам не особенно мешала, а вот с ручной коробкой пришлось с некоторой непривычки слегка попотеть – от своей последней машины с ручной коробкой мы избавились лет десять назад.

Кстати, прокат машин в Исландии довольно дорогой, за 9 дней мы заплатили немногим менее тысячи долларов. Правда, в эту сумму включался GPS и детские кресла.

Впрочем, ладно. Начнем по порядку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий